ТЕМА 8 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
1 Законодательство об охране окружающей
природной среды
Общество и природа находятся в тесном взаимодействии,, проявляющемся в двух формах:
1) использование окружающей природной среды и отдельных ее объектов для удовлетворения . материальных и духовных потребностей общества; 2) охрана окружающей природной среды от вредного воздействия результатов Человеческой деятельности.
Урегулировать весь круг общественных отношений, возникающих в процессе такого взаимодействия, и призвано экологическое право. В общем виде ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО определяется как система (совокупность) юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере сохранения и рационального использования объектов окружающей среды.
Охрана окружающей среды представляет собой позитивную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических лиц и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природных ресурсов.
Нормы экологического права определяют правовой режим использования экологических систем в иных природных объектов, регулируют природоохранные отношения в целях сохранения природной среды, предупреждения вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, оздоровления и улучшения качества окружающей среды для современников и будущих поколений.
Экологическое право базируется на соответствующих принципах, закрепленных в законодательстве. К ним относятся:
• приоритет охраны жизни и здоровья человека;
• научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;
• рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
• законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;
• гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;
• международное сотрудничество в охране окружающей природной среды. Система источников экологического права имеет свои особенности: ведущее место
занимают законы, что связано, прежде всего, со спецификой и важностью регулируемых отношений. Другой особенностью является достаточно широко развитое экологическое законодательство субъектов Российской Федерации (такое право им предоставлено ст. 72 Конституции РФ). В качестве такого рода источников можно упомянуть закон Республики Татарстан «О недрах»,
Лесной кодекс РТ и др.
Основным источников экологического права является Конституция РФ. В ней содержатся нормы, имеющее основополагающее значение для данной отрасли права. Так, в ст. 9 говорится, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерацией как основа жизни и деятельности Народов, проживающих на соответствующей территории. Среди других прав граждан Конституцией (ст. 42) закреплено право на здоровую, благоприятную окружающую природную среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан или их имуществу экологическим правонарушением.
Система специального экологического законодательства РФ состоит их двух подсистем: природоохранительного и природоресурсного законодательства. В первую входит Федеральный закон «Об охране окружающей среды», подписанный Президентом РФ 10 января
2002 г., Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения » (1991 г.) и другие нормативно-правовые акты комплексного правового регулирования. Во вторую подсистему входят Земельный, Лесной и Водный кодексы РФ, Закон РФ «О животном мире» и иные нормативно-правовые акты, регулирующие природопользование.
Особую группу источников экологического права составляют международные договоры с участием Российской Федерации, К их числу относятся договоры о совместном освоении Антарктиды (1958 г.), о нераспространении ядерного оружия (1968 г), Киотский протокол об ограничении вредных выбросов в атмосферу, ратифицированный РФ в 2005 году
Одним из основных отраслевых источников экологического права является, как указывалось выше, Федеральный закон № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды». Закон состоит из 16 глав и 84 статей и представляет собой комплексный нормативно-правовой акт, регулирующий широкий круг природоохранительных отношений.
В первой главе - «Общие положения» раскрывается содержание основных юридических понятий, используемых в Законе. Категория «окружающая среда» характеризуется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов,
а также антропогенных объектов. Природная среда (природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды - земля, недра, атмосферный воздух, растительный и животный мир, околоземное пространство, обеспечивающие благоприятные условия жизни на Земле.
Естественные экологические системы, природные ландшафты охватываются понятием
«природный объект». Природно-антропогенный объект характеризуется в законе как объект,
созданный человеком (Цимлянское море) или измененный в результате его деятельности (каскад ГЭС на Волге). Антропогенный объект - это объект, созданный человеком для его социальных потребностей.
Объекты охраны окружающей среды составляют: земля, поверхностные и подземные воды, леса, растительность, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы. Особо охраняемые территории, такие как озеро Байкал, включаются в Список всемирного природного пользования.
Глава вторая Закона содержит нормы, закрепляющие основы управления в области охраны окружающей среды, разграничивающие полномочия в данной сфере между РФ и ее субъектами.
В третьей главе закрепляются права и обязанности граждан, общественных и других некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Среди них важно отметить обязанности: сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природе
и природным богатствам, соблюдать природоохранное законодательство.
Последующие главы определяют вопросы экономического регулирования в области охраны окружающей среды ( в частности, устанавливается обязанность денежного возмещения за негативное воздействие на окружающую среду), нормирования в этой области (установление государственных нормативов качества окружающей среды), требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности. Выделяются особые объекты охраны (Глава 9), порядок экологического мониторинга (Глава 10) и контроля за окружающей средой (Глава I I ) . Положения о, международном сотрудничестве в области окружающей среды закрепляются пятнадцатой главой Закона.
Вопросам юридической ответственности за нарушение экологического законодательства отведена Глава 14. В ней содержится ряд бланкетных норм, указывающих о применении имущественной, административной и уголовной ответственности. Декларируется обязанность полного возмещения вреда, причиненного действиями физических или юридических лиц окружающей среде, а равно здоровью и имуществу граждан (ст. 77). Таким образом, конкретные формы юридической ответственности в рассматриваемой сфере устанавливаются отраслевым законодательством. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение трудовых обязанностей конкретным должностным лицом и иными виновными работниками организации и применяется по правилам ст. 192-194 ТК РФ.
Порядок и условия применения имущественной ответственности, связанной с действием экологического законодательства, регулируется соответствующими положениями глав 25 и 59 Гражданского кодекса РФ.
Ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования предусматривается нормами Главы 8 Кодекса об административных правонарушениях, включающей в общей сложности 40 статей. К числу названных здесь правонарушений относятся: нарушение правил водопользования, лесопользования, незаконная порубка деревьев, уничтожение редких животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, нарушение правил охраны рыбных запасов и др . Санкцией за эти и другие правонарушения являются: а) штрафы, размеры которых в Кодексе разграничиваются по субъекту (штрафы на юридических лиц многократно превышают штрафы на физических лиц) и по объекту посягательства; б) конфискация предметов, явившихся орудиями совершения; в) лишение специального права, предоставленного данному гражданину.
Уголовная ответственность за виновные деяния , признанные судом общественно опасными, охватывается содержанием Главы 26 УК РФ «Экологические преступления». Эти деяния могут повлечь применение наказания в виде уголовного штрафа, исправительных работ , лишение свободы, в ряде случаев виновное лицо может быть лишено судом права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х – 5 лет (в зависимости от тяжести преступления).
Комментарии
Отправить комментарий