Тема 4 СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
1. Президент Российской Федерации
Решение о введении в России поста Президента было принято 17 марта 1991 г, в результате всенародного голосования на референдуме, а первые президентские выборы состоялись 12 июня того же года. Первоначальное конструктивное сотрудничество главы исполнительной власти со Съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР, особенно после событий августовского путча, сменилось сначала недоверием, которое выразилось в отказе продлить срок чрезвычайных полномочий Президента, полученных для проведения экономических преобразований, а затем перешло в открытую конфронтацию. Итогом этого противостояния стали печально известные октябрьские события 1993 г,
С принятием новой Конституции в 1993 г., статус Президента РФ претерпел значительные изменения. Президент РФ является главой государства. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет РФ внутри страны, например, при ведении переговоров о разграничении предметов ведения между Россией и субъектами в ее составе, и в международных отношениях. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Одна из задач Президента - обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти и принятие мер по охране суверенитета, независимости и целостности государства. Президент РФ обладает неприкосновенностью.
Порядок выборов Президента определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О выборах Президента РФ». Президентом может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет и постоянно проживающий на территории России не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. (согласно изменениям, внесенным Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 №1-ФКЗ). Избрание происходит на всенародных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При вступлении в должность Президент в присутствии членов Федерального собрания и судей Конституционного суда в торжественной обстановке приносит присягу народу.
Срок полномочий Президента – 6 лет, причем одно лицо не может занимать должность Президента более двух сроков. Однако до истечения срока полномочия могут быть прекращены в случае отставки, стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности, либо отрешения от должности (импичмента). При отстранении от должности Государственная Дума выдвигает против Президента обвинение в государственной измене или ином тяжком преступлении. Это обвинение подтверждается заключениями Верховного Суда и Конституционного Суда о наличии в его действиях состава преступления и о соблюдении порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении от должности в течение грех месяцев принимает Совет Федерации. За выдвижение обвинения и за отрешение от должности должно проголосовать не менее двух третей депутатов соответствующей палаты.
Основные полномочия Президента охватывают целый ряд ключевых сфер государственной деятельности. При его участии проходит назначение высших должностных лиц государства - Председателя Правительства, Председателя Центрального банка, заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, судей, Генерального Прокурора, Председателя Счетной Палаты, заместителя Председателя Счетной Палаты, аудиторов Счетной Палаты. Президент возглавляет Совет Безопасности, формирует Администрацию Президента и Государственный Совет Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование вооруженных сил, полномочных представителей Президента и дипломатических представителей в иностранных государствах. Президент назначает выборы и распускает Государственную Думу, назначает референдум, подписывает и обнародует федеральные законы. Он является Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры. В порядке, установленном законом, он вводит чрезвычайное положение. В ведении Президента - решение вопросов гражданства, награждений и помилования
2 Федеральное Собрание РФ
Федеральное Собрание, или Парламент РФ, является законодательным органом России. Принадлежность Федерального Собрания к законодательной ветви власти определяет круг его полномочий, они касаются деятельности по рассмотрению и принятию законопроектов, вопросов назначения высших должностных лиц государства и других проблем политического значения (согласие на введение чрезвычайного положения, объявление амнистии и др.).
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, заседающих, как правило, раздельно.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти, а также не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно. Кроме того, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - становится пожизненным сенатором Совета Федерации, причем он вправе отказаться от соответствующих полномочий. Являясь постоянно действующим органом, Совет Федерации регулярно проводит и заседания. Для ведения заседаний и обеспечения внутреннего распорядка избирается Председатель Совета Федерации и заместители. К ведению Совета Федерации относятся:
-одобрение или отклонение законопроектов, принятых Государственной Думой
-утверждение изменения границ между субъектами
-утверждение указа Президента о введении чрезвычайного или военного положения
-решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории
-отрешение Президента от должности
-назначение на должность Председателя Конституционного Суда, заместителя Председателя Конституционного Суда, судей Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, заместителей Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда, Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации
- проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора, заместителя Генерального Прокурора и т.д., некоторых руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров).
По вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа членов Совета.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.
Депутаты избираются по «смешанной системе», то есть из 450 депутатских мандатов Государственной Думы половина распределяются между списками политических партий, получивших по результатам голосования избирателей более 5 % голосов (пропорциональная система). А вторая половина депутатов — это победители выборов в одномандатных округах (мажоритарная система). В первом случае избиратель голосует за весь список в цело (причем количество мест в Думе, полученных той или иной партией, определяется числом голосов, поданных за политическую партию: чем больше голосов, тем больше мест), во втором - за отдельно взятого кандидата.
К ведению Государственной Думы относятся:
-рассмотрение и принятие законопроектов;
- утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации, а по представлению Председателя Правительства Российской Федерации - кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
-решение вопроса о доверии Правительству;
-заслушивание ежегодных отчетов Центрального Банка, Правительства Российской Федерации о результатах их деятельности, в том числе по вопросам , поставленным Государственной Думой.
-назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка, Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации;
-объявление амнистии;
-выдвижение против Президента обвинения для отрешения его от должности.
Государственная Дума действует в период сессий (с 12 января по 20 июля и с 1 октября по 25 декабря). По вопросам ее ведения она принимает постановления. Ведение заседаний и вопросы внутреннего распорядка возложены на Председателя Думы и его заместителей.
Одной из важнейших сфер деятельности Государственной Думы является законодательный процесс. Процедура принятия законов начинается с внесения законопроекта на рассмотрение в Думу. Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту РФ, Совету Федерации и Государственной Думе (как целом, так и отдельным депутатам и сенаторам), законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ. Кроме того, по вопросам их ведения законодательной инициативой обладают высшие суды РФ - Конституционный, Верховный.
Законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Предметом рассмотрения Федерального Собрания могут быть две группы законов: 1) федеральные законы - акты текущего законодательства, в том числе кодексы (Гражданский, Уголовный, Семейный и др.) и 2) федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы о референдуме, о Конституционном Суде РФ, О Правительстве России и т.д.).
Процедура одобрения этих актов Федеральным собранием различна
Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Думы, при одобрении не менее половины от общего числа сенаторов Совета Федерации.
Для принятия федеральных конституционных законов требуется одобрение не менее двух третей голосов от общего числа Думы и не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов Совета Федерации
3 Правительство Российской Федерации
В соответствии со статьей 77 Конституции федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему. Осуществление исполнительной, власти на федеральном уровне возложено на Правительство РФ. Правительство состоит из Председателя, заместителей Председателя, федеральных министров
и иных должностных лиц, входящих в него, по должности (например, руководителей федеральных служб). Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой. В течение семи дней после назначения, Председатель предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей и федеральных министров. В соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента, Председатель определяет основные направления деятельности и организует работу Правительства. Постановления и распоряжения Правительства не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента. Срок полномочий Правительства; связан с полномочиями Президента (перед вновь избранным Президентом Правительство имеет право на отставку, которая принимается или отклоняется Президентом).
Полномочия Правительства РФ устанавливаются Конституцией России (глава 6), Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», целым рядом федеральных законов и указов Президента РФ. Среди основных полномочий Правительства России Конституция (ст. 114) называет:
- разработку и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения после одобрения его Федеральным собранием;
-обеспечение проведения в стране единой, финансовой и денежной политики;
-осуществление управления федеральной собственностью;
-осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью;
-обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.
Система и структурное построение федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. В эту систему, входят две группы органов:
1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ: это министерства внутренних дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обороны, иностранных дел, юстиции. Федеральные службы могут как находиться в ведении федерального министерства, (так, в ведении министерства юстиции две федеральные службы), так и действовать в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти, как, например, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Управление делами Президента (федеральное агентство).
2. Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ (министерства культуры, образования и науки, финансов и др.). В структуру указанных министерств входят федеральные службы и (или) федеральные агентства. Так, Министерству сельского хозяйства подведомственны Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство по рыболовству; в структуру Министерства финансов входят Федеральные налоговая и таможенная службы. Каждый из указанных федеральных органов наделяется определенным правовым статусом.
Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах деятельности, определяемой Президентом или Правительством. В установленной сфере деятельности министерство осуществляет функции по надзору и контролю, по управлению государственным имуществом; осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к предметам деятельности министерства.
Федеральная служба осуществляет специальные функции в соответствующей сфере деятельности, включая надзорные и контрольные функции.
Федеральное агентство осуществляет в установленной сфере функции по оказанию государственных услуг, правоприменительные функции, исключая надзор и контроль.
Федеральным службам и агентствам не разрешено нормативно-правовое регулирование. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении
федеральных служб и федеральных агентств, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются положениями об указанных органах исполнительной власти.
4 Судебная власть в РФ
Правосудие - одна из форм государственной деятельности. В соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых являются самостоятельными.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Статья 118 Конституции РФ закрепляет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Не допускается создание чрезвычайных судов.
В Российской Федерации сложилась единая система органов правосудия (судебной власти): Конституционный суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции - районные суды (основное звено), Верховные суды республик в составе РФ, областные (краевые) суды, Верховный суд РФ; РФ (основное звено), арбитражные суды округов (10 округов), военные суды (гарнизона, армии, флотилии, соединения - основное звено). Субъекты РФ формируют Конституционные суды (в республиках РФ) и Уставные (в областях, краях), а также мировые суды. Категории дел, рассматриваемых каждым из указанных судов, определяются специальным процессуальным законодательством.
В главе 7 Конституции РФ закреплены основы правового статуса судей, единые для всех органов правосудия. Судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. В Конституции РФ закреплен принцип несменяемости судей. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Необходимо выделить основные принципы правосудия, закрепленные Конституции РФ:
-осуществление правосудия только судом (ст. 118);
-независимость судей, подчинение их только закону (ст. 119); -равенство граждан перед законом и судом (ст. 19); -право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); -государственную защиту прав и свобод (ст. 45);
-запрет права на рассмотрение дела гражданина в том суде и тем судьей, к - подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47);
-обеспечение обвиняемому права на защиту (ст. 8); -презумпция невиновности (ст. 49);
-гласность разбирательства во всех судах (ст.123)
-финансирование федеральных судов только из федерального бюджета (ст. 124 Конституции РФ), что обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия
5 Местное самоуправление в РФ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения.
Правовой основой функционирования этой системы является Конституция РФ (Глава 8) и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г., нормативно закрепляющие следующие основные положения.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории России. Муниципальные образования (органы местного самоуправления) могут создаваться в пределах территорий сельских и городских поселений, городских округов, муниципала пых районов.
Граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах и в иных формах прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований или органами местного самоуправления и их должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Муниципальные образования вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные и национальные местные традиции и особенности.
К вопросам местного значения, отнесенным к полномочиям муниципальных образований, законом отнесено, в частности, следующее:
-формирование, утверждение, исполнение соответствующего бюджета;
-установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; -владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; -организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения; - обеспечение малоимущих жилыми помещениями; - содержание и строительство дорог общего пользования;
- создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных и финансовых средств.
Органами муниципального образования являются: глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган.
Глава муниципального образования является высшим его высшим должностным лицом. В соответствии с уставом муниципального образования его глава избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования. Глава муниципального образования представляет соответствующее поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями; подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые муниципальным образованием; он подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
Местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, ею руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, Главой местной администрации является глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому на условиях конкурса на замещение указанной должности на определенный срок. Местная администрация обладает правами юридического лица. Контрольным органом муниципального образования является контрольно-счетная палата или ревизионная комиссия, формируемые на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. Результаты контрольных проверок подлежат опублиованию (обнародованию).
Кроме того, в муниципальном образований создается избирательная комиссия, которая организует подготовку и проведение муниципльных выборов, местных референдумов, участвует в организации иных форм волеизъявления населения.
Местное самоуправление подлежит особой правовой охране со стороны государства . В соответствии со ст. 133 Конституции РФ ему гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений.
Органы муниципальных образований и их должностные лица несут [ ответственность перед: населением муниципальных образований, государством, физическими лицами (гражданами), юридическими лицами. Основаниями такой ответственности могут быть нарушение Конституции РФ, конституции (устава) субъекта РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований
Презентации на тему:
https://drive.google.com/open?id=1STbws1EsOiB8puxXg01dbFoBn2xUKUFy
https://drive.google.com/open?id=1arUciMI7h28IWUwtoSMPrwiYOx_ZYfQ-
https://drive.google.com/open?id=1bqWIYyPpx5Rp4HQF2VnN5QeCOI_Cnt2y
https://drive.google.com/open?id=1If-G-Tarz6DhHfNLIU3Vas3B3R7K_mnW
Презентации на тему:
https://drive.google.com/open?id=1STbws1EsOiB8puxXg01dbFoBn2xUKUFy
https://drive.google.com/open?id=1arUciMI7h28IWUwtoSMPrwiYOx_ZYfQ-
https://drive.google.com/open?id=1bqWIYyPpx5Rp4HQF2VnN5QeCOI_Cnt2y
https://drive.google.com/open?id=1If-G-Tarz6DhHfNLIU3Vas3B3R7K_mnW
Комментарии
Отправить комментарий