ТЕМА 1. Государство в политической системе общества


1.  Государство: понятие, сущность и функции на современном этапе

Термин «государство» понимается в различных смысловых значениях. В основном в науке выделяются три подхода к пониманию государства: географический, социологический и политико-правовой.

В    рамках географического подхода государство рассматривается как обособленное территориальное образование - страна (Россия, Англия, Франция и.т.д.).
При социологическом подходе государство рассматривается как особая социальная общность, социальная организация, членов, которых (граждан) связывают друг с другом, а также с аппаратом государственной власти, устойчивые связи, не зависящие от места нахождения гражданина.

С точки зрения политико-правового подхода государство выступает как система публичной политической власти, наделенной полномочиями правотворчества (издание законов

и    иных нормативно-правовых актов) и применения мер государственного принуждения в случае неисполнения обязательных предписаний.
В целом ГОСУДАРСТВО определяется как особая суверенная политическая организация общества, располагающая специальным механизмом надобщественного принуждения, наделенная правом издания общеобязательных предписаний (правовых норм), имеющая своей целью упорядочение функционирования и развития общества.
Государство характеризуется следующими признаками:

1.       Наличие публичной власти

Публичная власть представляет собой совокупность механизмов принуждения (армия, полиция и т.д.) и управления (органы законодательной и исполнительной власти)
Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственно- властными полномочиями, то есть они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимых случаях государственное принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в правовых актах государства.

2.  Административно-территориальная организация населения страны Распространение государственной власти только на население, проживающее в рамках

определенной страны, неизбежно влечет его деление на административно-территориальные единицы (края, области, округа и т.д.). Смысл этого деления заключается в наилучшей (оптимальной) организации государственной власти и управления на занимаемой территории.
В    отличие от цивилизованного, в первобытном обществе подчиненность людей от власти зависела от их принадлежности к тому или иному роду, племени, семье, то есть основывалась на кровнородственных связях.

3.       Государственный суверенитет

Государственный суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри страны и вне ее, выраженной в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.
Государственный суверенитет - основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того, чтобы присвоить себе «право
войны», для одностороннего произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует государство.

Государственный суверенитет имеет две стороны:
внутреннюю сторону - исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;
внешнюю сторону - самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне. Однако возможны ограниченные случаи, предусмотренные международным правом, когда соответствующие действия, совершаются в строго правовом порядке. Например, по решению международного юрисдикционного органа при защите прав человека возможно введение миротворческих вооруженных сил по решению ООН, в соответствие с ее Уставом.

Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.

Народный суверенитет - само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу Аналогичное значение имеет понятие национального суверенитета: это право наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопрос своей жизни, право на свое национальное самоопределение.

Государственный суверенитет может совмещаться с народным и национальным суверенитетом.

4.     Сбор налогов с населения является неотъемлемой чертой государственной организации общества
На начальных стадиях развития государства доходы, получаемые в виде налогов, целиком шли на содержание армии, полиции, государственного аппарата. Затем, с течением времени, в цивилизованных, индустриально-развитых странах часть налогов стала использоваться для поддержки образования, медицины, неимущих слоев населения и т.д.

Сбором налогов занимаются специальные государственные органы, деятельность которых основана на налоговом праве, определяющем виды, размер и порядок налогообложения.

Функции государства

В   функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В зависимости от специфики общественных отношений государственные функции подразделяются на внутренние и внешние.

ФУНКЦИИ государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

1. Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства, которые характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.

Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.

Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля.
Экономическая функция может быть сведена к выработке экономической политики, установлению правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управлению государственными органами и предприятиями и т.д.
Социальная функция государства выражается в оказании социальной помощи нуждающимся , в выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т.д.

Функция финансового контроля в общем, плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.

2.   Внешние функции государства заключаются в его деятельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне.

В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости, установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.
Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время - это прямая вооруженная борьба с противником.

Таким образом, функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.

Соотношение государства и общества

ОБЩЕСТВО - это объединение людей, имеющих общую территорию проживания, единую культуру и сходный образ жизни. Обществ образуют, например, россияне, проживающие на территории Российской Федерации, французы - на территории Франции.
Общества являются органическими образованиями . Нельзя в одночасье создать общество из любой группы людей. Общества складываются в результате очень сложных процессов самоорганизации. Время, которое требуется для того, чтобы сложилось общество, может быть разным: (от десятилетий до столетий), но какой-то срок требуется всегда. Следовательно, важным признаком общества является общая история составляющих его людей. Необходимыми предпосылками его возникновения являются проживание определенной общности людей на одной территории и их подчиненность единым нормам жизни (законам, обычаям и т.д.) на протяжении жизни нескольких поколений.

Общество может по каким-то причинам распасться. После его распада между людьми, когда- то его составлявшими, может сохраняться некоторое единство культуры, традиций, языка и т.д. Признаки общности могут проявляться достаточно долго. Например, после распада древнерусского общества, образовавшиеся общества Великороссии, Малороссии и Белоруссии сохранили значительное сходство друг с другом (близость языка и отчасти культуры). Тем не менее, их необходимо рассматривать как разные общества.
Следует различать общество и государство. Как уже отмечалось, государство - это организация политической власти, существующая в определенной стране. В самом обобщенном виде страна представляет собой территорию, на которой постоянно проживает определенное общество и на которую государство распространяет свою власть.
Образование общества предшествовало государственной организации его жизни. Это объективно подтверждается историческими и социологическими исследованиями, данными археологии и антропологии.
Общество, в результате раскола на экономически неравные классы, объективно порождает такую организацию власти, которая должна одновременно защищать интересы имущих и сдерживать противоборство, возникающее между ними и экономически зависимой частью населения и экономически зависимой частью населения страны. Такой организацией, выделившейся из общества стоящей над ним, стало государство.

Соотношение государства и права

Право, как и государство, является продуктом общества на определенном этапе его развития. Право развивается вместе с государством, находясь с ним в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в следующем:
Нормы права не могут возникать, развиваться и функционировать без государства, поскольку государство является тем политическим механизмом, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения, то есть юридических норм. Вместе с тем, государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений.
Нормы права являются результатом правотворческой деятельности государства в лице его определенных компетентных органов (парламента, правительства и т.п.). Юридические (правовые) нормы становятся общеобязательными в силу того, что они устанавливаются, либо санкционируются государством.
Не только право зависит от государства, но и государство зависит от права. Оно не может нормально функционировать, не опираясь на право. В законодательном регулировании нуждается организация и деятельность государственного аппарата. Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его основные направления и принципы деятельности, полномочия государственных органов.
Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима законности в обществе.


2. Основные теории происхождения государства

Научная мысль прошлого и настоящего выработала множество теорий, по-разному истолковывающих причины возникновения государства, сущность государственной власти, ее цели, задачи, предназначение и т.п. Такое пристальное внимание к данной теме объясняется сложностью и многогранностью самого государства как общественного и политического явления.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на эти вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческим и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. При этом следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее приверженцев на объективные процессы развития общества.

Тем не менее, глубокое и всестороннее изучение научных трудов различных школ и направлений в этом вопросе даст ключ к пониманию закономерностей происхождения и эволюции государства, помогает определить основные социальные функции и роль государства в жизни общества, освещает иные его грани.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

Представителями ее являются Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ, Феофан Прокопович (1681-1736), русский церковный и общественный деятель, Н. Михайловский (1842-1904), русский социолог и публицист.

Сущность теории : Государство возникает в результате разрастания семьи. Государственная власть - продолжение отцовской (патриархальной) власти, котораяпервоначально охватывает только семью, затем распространяется на все население страны.

Данная теория обосновывает существование «отцовской» власти монарха в обществе.

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (РЕЛИГИОЗНАЯ) ТЕОРИЯ

Представители: Аврелий Августин (354-430 гг. н.э.), Фома Аквинский (1225-1274) - христианские философы и богословы.

Сущность теории: Государство возникает и развивается как осуществление Божественного замысла. Государство незыблемо. Государство незыблемо и зависит от Божественной воли.

ДОГОВОРНАЯ (ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ) ТЕОРИЯ

Представители: Гуго Гроций (1583-1646), голландский мыслитель, теоретик права, Томас Гоббс (1588-1679), английский философ- материалист Шарль Монтескье (1689-1755), французский философ-просветитель. Сущность теории: Все люди обладают от рождения равными естественными правами. На определенном этапе развития общества люди приходят к выводу о необходимости заключения общественного договора, он и является главной причиной возникновения государства. В результате свободного соглашения народ передает основную часть своих свобод государству в обмен на гарантии личной безопасности.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Представители: Иоганн Блюнчли (1808-1881), швейцарский юрист, Герберт Спенсер
(1820-1903), английский философ и социолог.
Сущность теории: Человечество возникло как продукт эволюции животного мира. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в единый организм - государство. Государство, его строение и функции , отождествляется со строением и функциями живого организма. Правительство выполняет функции мозга, управляющего организмом, высшие классы осуществляют внешние функции государства, низшие классы – внутреннюю функцию.

ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ

Представители: Шан- Ян (390-338 гг. до н.э.), китайский философ и государственный деятель, Евгений Дюринг (1833-1921), немецкий философ, Карл Каутский (1854-1938), теоретик германской социал-демократии.
Сущность теории: Государство возникло в результате внешнего либо внутреннего насилия одних людей над другими. Внешнее насилие - это завоевание одного народа другим. Внутренне насилие - экономическое господство одних членов общества над другими.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Представители: Леи Петражицкий (1867-1931), польский социолог и юрист, Габриэль Тард (1843-1904), французский социолог и юрист.
Сущность теории: Государство возникает и существует из психологической потребности людей жить в организованном мире, из необходимости слабых индивидов подчиняться воле более сильных.

КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ

Представители: Фридрих Энгельс (1820-1895), Карл Маркс (1818-1883), немецкие философы, основоположники диалектического и исторического материализма

Сущность теории: Государство является естественным результатом; экономического развития общества, последствием общественного разделения труда. Появляются, особые социальные группы людей - классы - с противоположными экономическими интересами (рабовладельцы и рабы, феодалы

и   крепостные и т.д.). Государство возникает из необходимости обеспечения интересов экономически господствующего класс с использованием средств подавления (большинства эксплуатируемое" населения).

3. Форма государства

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

ФОРМА государства как совокупность его внешних признаков представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, форме государственного устройства и в виде политического режима.
Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:
1.         Определенный способ порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления.
2.         Способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной

и  местной власти.
3.         Это методы и приемы осуществления государственной (политической) власти,

Форма государственного правления

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом. В соответствии с этим всё государства подразделяются на монархии и республики.

МОНАРХИЯ - форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу - монарху, получающему власть в порядке престолонаследия.

ПРИЗНАКИ МОНАРХИИ

1.  Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике, как глава государства.
2. Монарх осуществляет единоличное правление.
3. Власть монарха объявляется священной.
4. Монарх формально независим в своей деятельности.
5. Создается особый порядок утверждения и принятия власти монархом.
6. Установлено бессрочное пожизненное правление монарха.
Эти признаки являются базовыми в определении сущности монархии, что, безусловно, не исключает возможности их видоизменения в связи с определенными историческими, культурными традициями, темпами и уровнем экономического и социально-политического развития того или иного государства.

ВИДЫ МОНАРХИЙ

В  теории государства традиционно выделяются абсолютная и ограниченная монархии. Абсолютная монархия  это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена:

он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было.
Например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия при Людовике XIV. В настоящее время абсолютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.
Дуалистическая (двойственная) монархия возникает переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силе взять всю полноту политической власти в свои руки.

ПРИЗНАКИ ДУАЛИСТИЧЕСКОЙ МОНАРХИИ

1.         Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя - назначается, монархом.
Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности министров. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Дуалистическая монархия неизбежно эволюционирует в чисто буржуазную форму правления - либо в парламентарную монархию, либо в республику.
В  настоящее время дуалистическая монархия существует в Иордании, Кувейте, Марокко. При парламентарной монархии король «царствует, но не правит». Его наличие
обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности.
В   наши дни парламентарными монархиями являются Великобритания, Дания, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония и т.д.

РЕСПУБЛИКА - форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным: органам — парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

ПРИЗНАКИ РЕСПУБЛИКИ

1.     Наличие высших выборных органов власти.
2.     Возможность участия граждан в управлении делами государства.
3.     Разделение властей.
4. Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

5.     Высокий авторитет судебной власти.
Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими. В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо - президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, функционирует в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.


ПРИЗНАКИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1.            Верховенство власти парламента.
2.         Правительство формируется ставленником партии, победившей на парламентских
выборах.
3.         Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.
4.         Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.
5.         Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства.

В  настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Израиле, Ирландии, Исландии, Индии, Турции и т.д.
Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.

ПРИЗНАКИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Президент:

-  назначает правительство, которое ответственно перед ним;

-    назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства;
-    избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков;

-   имеет право вето на законы, принимаемые парламентом;

-    является главнокомандующим вооруженными силами страны.

Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. Кроме того, президентские республики существуют в Колумбии, Бразилии, Мексике, Панаме, Боливии и др.

В     некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая смешанный характер, то есть сочетающая черты парламентской и президентской республики.
К  таким государствам, в частности, относится Франция.

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.

ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Унитарное государство отличается абсолютной политической целостностью. Унитарное, государство неделимо: его отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладают суверенитетом.

Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

ПРИЗНАКИ УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА

1. Единый Основной Закон, нормы которого применяются на всей территории страны.

2.     Единые, в масштабе всей страны высшие представительные исполнительные и судебные органы.

3.         Единая система законодательства.

4.         Единое гражданство.

5.         Единая денежная единица.

6.         Общая для всех административно-территориальных едини налоговая и кредитная

политика.

7.         Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями).
К числу унитарных государств относятся: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Португалия, Греция, Финляндия, Япония, Египет.

Федерация - соединенное, союзное государство. Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований. Для этой формы государственного устройства характерны общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при сохранении высших органов власти и управления каждого из госу-дарственных образований - членов федерации (республик, штатов и т.д.) (США, Канада, Бразилия, Мексика, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Малайзия, Пакистан).

ПРИЗНАКИ ФЕДЕРАЦИИ:

1.         Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.
2.         Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3.         Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией.
3.         Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
4.          Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

ВИДЫ ФЕДЕРАЦИЙ

Территориальная федерация
1.  Государственные образования, составляющие этот вид федерации, не являются суверенными.
2.  Субъекты не обладают правом прямого представительства в международных отношениях.
3.     Действует запрет одностороннего выхода из состава федерации.
4.     Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами. Примеры территориальных федераций: США, Мексика, ФРГ.

Национальная федерация

1. Субъекты федерации - национально-государственные образования.
2. Объединение субъектов в федерацию строится по принципу добровольности.
3. Конституция федерации устанавливает право наций на самоопределение,  то есть
возможность выхода из союза.
Примером такого типа федерация может служить Индия.

Конфедерация  это государственный союз государств, каждое из которых обладает государственным суверенитетом.
Но это не международно-правовой, а именно государственный союз, при котором объединяется и совместно осуществляется ряд направлений, суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т.д.). При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих государствах, объединяющихся в конфедерацию.

ПРИЗНАКИ КОНФЕДЕРАЦИИ

1.     Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей.

2.     Конфедерация - непрочное, как правило, временное образование.

3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий входящих в ее состав государств).

4.         Отсутствие единого гражданства.

5.         Право свободного выхода субъектов из конфедерации.

6.         Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов е членов.

7.         В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики).

8.         Армия состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации.

История показывает, что конфедеративные образования имеют не стойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка - конец XVIII века, Германия второй половины XIX века, конфедерация Египта и Сирии в середине X века.

Государственный (политический) режим

В     понятии «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ» сосредоточена сущность государственной власти, которая выражается в средствах и способах властвования, в демократическом или антидемократическом характере ее воплощения в жизнь.
Государственный режим, в зависимости от осуществления государственной власти, подразделяется на демократический и антидемократический.
Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.

Антидемократический режим фактически отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствлении общественных организаций; милитаризации общества и т.д.

Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает важной составной частью политического режима, который охватывает не только государство, но и другие элементы политической системы общества.


4. Механизм государства

ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА

Если политический режим выражает содержание государственной власти, средства и способы властвования (демократические, авторитарные, тоталитарные), то сама структура, из которого состоит государство, - это аппарат власти, государственные органы, учреждения и организации.

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА - это система государственных органов, учреждений, организаций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства.

Аппарат государства представляет собой единый организм. В то же время, для него характерна расчлененность на органы, блоки, подсистемы и даже на самостоятельные ветви власти (законодательную, исполнительную, судебную). В этой расчлененности есть своя иерархия (соподчиненность): различные государственные органы, их блоки, подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных взаимоотношениях, связаны началами субординации и координации.
Основными правовыми формами деятельности механизма государства является правотворческая, правоисполнительная и правоохранительная деятельность.

Правотворческая деятельность - это форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права, посредством издания, изменения или отмены правовых актов.
Правоисполнительная деятельность, прежде всего, заключается в реализации требований правовых норм, в ходе которой компетентные государственные органы организуют и контролируют соблюдение юридических норм.
Правоохранительная деятельность является особой разновидностью государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны и защиты права специально уполномоченными государственными органами путем применения юридических мер воздействия к правонарушителям.

5. Правовое государство: понятие, признаки, основы

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

В    философской и художественной литературе государство подчас; изображалось как безжалостная машина угнетения и подавления народа.
По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно утрачивало принудительно-репрессивную основу своей деятельности, как главную функцию, и приобретало черты демократической и гуманной организации политической власти, основанной на верховенстве права. Организация власти, основанной на правовой государственности, становится идеальной моделью политического устройства общества.
При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, если оно является мерой свободы отдельного человека, всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.
Развитая правовая система государства еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах не только действовала система нормативных актов, но и обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Это проявлялось, прежде всего, в уголовном законодательстве, рамки которого были существенно расширены. Уголовно наказуемыми признавались по сути административные и дисциплинарные проступки. Так, прогул или опоздание на работу, хищение одного-двух килограмм зерна влекли за собой применение мер уголовной ответственности. Зачастую в законах попирались не только устоявшиеся категории и принципы (такие, как осуществление правосудия только судом), но и общепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за преступления своих родителей). Вопреки этому моральному принципу уголовным и уголовно-процессуальным законодательством СССР
предусматривалась уголовная ответственность «членов семей изменников Родины».
Право и закон только тогда чего-то стоят, когда они выражают высшие человеческие ценности - истину, разум, свободу, справедливость - и способствуют их реальному воплощению в жизнь.
Итак, правовым государством может быть признана такая организация политической власти, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан.

ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Правовое государство имеет и черты, присущие всякому государству, и свои, специфические особенности.

1.  Верховенство закона во всех сферах государственной

и  правовой жизни.
Верховенство правовых законов обуславливается не только тем, что они выражают общую волю населения страны. Кроме этого, правовые законы являются объективно общеобязательными, потому что их нарушение разрушает важные общественные связи, ведет к хаосу и, в конечном счете, к гибели всего общества. Именно поэтому государство, уста-навливая в законах общеобязательные правила поведения, должно учитывать объективные потребности общественного развития, волю и интересы большинства населения.
Более, того, сама процедура принятия и принципы действия закона определяют его ведущую роль в системе нормативно-правовых актов.
Уважение к закону, как со стороны граждан, так и со стороны государства, его должностных лиц, является неотъемлемой чертой правового государства.

2.  Взаимная ответственность государства и личности.

Отношения государства и личности в правовом государстве строятся на основе их связанности взаимными правами и обязанностями. Это не означает, что государство и личность рассматриваются как равнозначные субъекты с точки зрения общественного долга.
Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях: «Все что не запрещено индивиду, ему дозволено» и «Все, что не дозволено власти, ей запрещено». Обязательность закона для государст-венной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. В правовом государстве должна существовать юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей; политическая ответственность правительства перед органами государственной власти; политическая ответ-ственность депутатов перед своими избирателями. В свою очередь, гражданин реализует свои права в рамках закона.

3.   Реальная гарантированность прав и свобод личности.

Этот признак правового государства является чрезвычайно важным конституционным принципом, отраженным в ст. 2. Конституции РФ 1993 года: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Иначе говоря, государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения

4. Разделение властей.

5. Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей. Это правовой принцип, суть которое заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.
Еще Ш. Монтескье писал: «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Речь идет о «системе сдержек и противовесов» в правовом государстве. При этом создается, основанный на законе, баланс законодательной, исполнительной и судебной властей, что обеспечивает не только взаимо-действие, но и взаимоограничение различных ветвей, власти.
ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1.        Экономической основой функционирования правового государства являются общественные отношения, основанные на развитии всех форм собственности, поддержке предпринимательства, свободной конкуренции, борьбе с монополизмом.
2.    Социальная основа правового государства состоит в создании условий для гармоничного развития личности, обеспечения личных прав и свобод человека.
3.      Политическая основа правового государства наиболее полно «является в его суверенитете. Правовое государство» является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.
Основной важнейшей целью существования современного правого государства является создание условий для оптимального развития общества, государства, личности

Презентации по лекции: 
https://drive.google.com/open?id=1RBVX5h62tCpVT5dTlY-gJID7mDVJ1j5P 
https://drive.google.com/open?id=1E9P0Wn0REFHci4ALyv-hS_ApLcMgrZ-z
https://drive.google.com/open?id=1LbdRYN0ab6d4JUlrR0oALtwgtwbUgY4V
https://drive.google.com/open?id=1R4PmF7Ye_xnClxmK_TW5h-UIP9CYhHdq
https://drive.google.com/open?id=1oCraRFRPsHW2oL0W58q-EZDMWN-2NU2T
https://drive.google.com/open?id=129k3t4F9G6MBoWLiNLNIJA6807l15pwK 
https://drive.google.com/open?id=1pK-2mSVHqfeqLzLELfcrFQewzDWIb4PH
https://drive.google.com/open?id=1LbdRYN0ab6d4JUlrR0oALtwgtwbUgY4V
https://drive.google.com/open?id=1kgAUo4pQbNFtOxrmy1eTZbMBQrRz0pTL
https://drive.google.com/open?id=1L24WFHe8M3qo7qSpqUuS8R_jJlCW-WL-

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога