ТЕМА 2. Право: понятие и сущность
1. Система социальных норм и место права в ней
Норма [от лат. norma] - это образец, правило поведения. Применительно к общественным отношениям, нормы приобретают социальный характер. Они становятся образцами, правилами поведения, которые упорядочивают отношения между людьми, общественными объединениями и иными организациями в обществе.
Социальные нормы обладают следующими характерными признаками;
1. Социальные нормы - это правила поведения. Они устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг другом. Общественные нормы указывают, какими должны или мог быть человеческие поступки.
2. Социальные нормы являются правилами поведения общего характера. Требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, Например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих обществе. Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, которые предусмотрены правилом.
Словом, социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей.
3. Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения.
Нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, поэтому требования норм, охраняются сило общественного мнения, а при особой необходимости - государственным принуждением. Таким образом, социальные нормы можно определит как общие правила поведения, непрерывно действующие во времени отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:
1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяются на:
нормы права - общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые государством.
нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;
нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;
нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;
политические нормы - это общие правила поведения, регулирующие отношения между классами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства;
экономические нормы - представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ;
нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения, регулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самим общественными организациями и охраняются с помощью, мер, предусмотренных уставами этих организаций.
2. По способу образования социальные нормы подразделяются на стихийно образованные (нормы обрядов, традиции морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).
3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные.
Нормы морали, обычаев, традиций, как правило, устно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и государственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т.д.).
2. Понятие права и его признаки
Нормы обрядов, традиций, обычаев и иных не правовых социальных норм еще играют заметную роль в общественной жизни, вносят в не определенную упорядоченность. Однако в настоящее время их возможности достаточно ограничены. Почему же это произошло? Еще на заре человеческой цивилизации, с появлением избыточного продукта, частной собственности, других факторов, характерных для цивилизации возникла насущная потребность в особом, универсальном регуляторе; более сильном, чем имевшиеся социальные нормы. Таким нормативным регулятором стало право.
Право — это система общеобязательных норм поведения, установи ленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
В отличие от не правовых социальных норм право характеризуется следующими признаками:
1. Общеобязательность. Право является единственной системой общественных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Например, запреты установленные в нормах уголовного закона, обязательны для всех людей, без исключения вне зависимости от их социального положения, пола, расы и т.д. Именно через общеобязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в общественную жизнь. Иные со-циальные нормы обязательны лишь для части населения: например, членов различных общественных организаций.
2. Формальная определенность. Этот признак указывает на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыслями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную в правовых актах. Именно юридические, нормы, в отличие от иных норм, способны отразить требования, предъявляемые к поведению людей. Право, обладая формальной определенностью, препятствует распространению насилия и произвола, утверждает надежный и устойчивый порядок в обществе.
3. Обеспеченность исполнения принудительной силой государства. В случае если предписания не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их воплощения: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности (уголовной, административной и т.д.). Например, нарушение запретов уголовного закона влечет применение уголовной ответственности к преступнику, которая осуществляется правоохранительными органами; (судом, прокуратурой, органами дознания и т.д.)
4. Многократность применения. Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное количество случаев: Например, положения Конституции США 1781 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой стране.
5. Соотношение права и морали. Право и мораль имеют как сходные черты, так и различия. Сходство этих категорий проявляется в том, что обе они представляют собой разновидности системы социальных норм, являются регулятором поведения в обществе. Различия между ними проявляется:
- по времени возникновения (исторически мораль возникла раньше права);
- по способу образования (в основе формирования морали лежат нравственные представления, тогда как правовые нормы устанавливаются государством);
- по форме выражения (моральные нормы закрепляются лишь в сознании людей, а правовые нормы фиксируются в официальных государственных актах);
- по способу защиты от нарушений (нарушение морально-этических норм может иметь последствием общественное осуждение, а исполнение правовых норм имеет государственное обеспечение, в случае их нарушения могут применяться меры юридической ответственности)..
3. Источники права
В теории права и государства источник права кратко характеризуется как внешняя форма выражения права или как форма выражения закрепления норм права, установленных либо санкционированных государством.
В формально-юридическом смысле источники права представляют собой сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного характера, в которых закрепляются общезначимые правила поведения (нормы), обеспечиваемые системой государственных гарантий и санкций.
К основным источникам права относятся: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор, и нормативно-правовой акт.
Правовой обычай - это правило поведения, возникшее в результат многократного повторения явлений, признаваемых обществом полезными и в силу этого воспринятого государством в качестве правового регулятора. Правовой обычая является исторически первым источником права. Обычай становится правовым в случае санкционирования (одобрения) его государством. Примером этого может служить обычай делового оборота, зафиксированный в ст. 5 ГК РФ. Данная норма предоставляет сторонам заключаемого договора самостоятельно определять его условия и порядок исполнения, если они не противоречат законодательству.
Правовой прецедент - решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве эталона (образца) при рассмотрении последующих аналогичных дел органами одного уровня, либо нижестоящими органами. Видами правовых прецедентов являются судебные и административные прецеденты. Наи-большее распространение прецеденты получили в странах с общей системой права (Великобритания, США и др .). В России на официальном уровне прецедент не признается источником права. Однако по сути постановления Пленума Верховного Суда РФ, а тем более, Конституционного суда РФ, являются прецедентными, они оказывают непосредственное воздействие на формирование властных предписаний государства.
Нормативно-правовой договор - это соглашение между двумя и более субъектами права, заключаемое для достижения целей и задач, имеющих юридическое значение для договаривающихся сторон. К таким актам можно отнести договоры о разграничении полномочий между Российской Федерации и ее субъектами, заключаемые на основе ст. 72 Конституции РФ, социальные соглашения работодателей и работников, международные договоры с участием РФ.
Ведущая роль в системе источников российского права принадлежит нормативно-правовым актам.
Нормативно-правовой акт - это официальный документ, принимаемый от имени государства, в порядке установленной государственной процедуры, содержащий правила поведения обобщенного
характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которого распространяется на неопределенный круг субъектов.
Нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:
- принимается от имени государства, в порядке предусмотренной законом процедуры;
- регулирует наиболее значимые общественные отношения;
- является результатом правотворческой деятельности компетентных органов (государственных органов или органов самоуправления);
- содержит правовые нормы, применяемые в отношении неопределенного круга лиц;
- реализуются в особом процессуальном порядке;
- имеет определенную законом форму (закон, указ, постановление и т.п.);
обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе мер государственного принуждения).
Нормативно-правовые акты классифицируются до ряду оснований, в частности:
По юридической силе они подразделяются на:
законы - акты, обладающие высшей юридической силой, принимаемые в особом законодательном порядке и регулирующие наиболее важные Общественные отношения. В порядке убывания юридической силы - это Основной закон (Конституция), Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы, законы субъектов РФ;
подзаконные нормативно-правовые акты (в порядке убывания юридической силы - Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств РФ, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления).
В зависимости от времени действия делятся на:
постоянные - не ограниченные во времени, действующие вплоть отмены;
временные (срочные) - ограниченные определенной календаре датой (например, годовой бюджет страны), или определенными обстоятельствами (введение, либо отмена чрезвычайного положения).
По сфере действия:
общегосударственные, действующие на всей территории страны региональные, действующие на территории одной или несколько административно-территориальных единиц;
местные, действующие в пределах муниципального образования; локальные, действующие в рамках одной организации.
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое состояние, включающее в себя момент вступления акт в силу, период его действия.
В РФ нормативно-правовые акты вступают в силу с момента, указанного в тексте акта, с момента принятия (Конституция РФ), с моменту подписания, с момента опубликования. Если в тексте нормативно-правового акта нет указания на то, с какого момента он вступает в силу, то этот момент определяется по общему принципу. Законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Нормативные указы Президента РФ и Правительства вступают в силу по истечении 7 дней, а ведомственные акты - по истечении 10 дней после их официального опубликования.
Прекращение действия нормативно-правового акта может происходить в результате истечения срока, на который он был принят, объявления об утрате актом юридической силы.
Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется, главным образом, территорией, на которую он распространяется (федеральные и региональные акты и др.)
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает определение круга субъектов, в отношений которых данный правовой акт обладает юридической силой (государственные служащие, военнослужащие - контрактники, молодежь до 18 лет, женщины, имеющие детей и т.п.).
Систематизация законодательства: понятие и виды
В любом государстве существует огромное количество нормативно-правовых актов. Чтобы облегчить процесс использования этих аю.6 и усилить эффективность правового регулирования применяется систематизация законодательства, с целью придать ему четкий характер.
Основными видами систематизации законодательства является кодификация, инкорпорация и консолидация.
Кодификация - это деятельность компетентных органов государства, направленная на качественную переработку действующего законодательства. Конечным результатом кодификации является принятие нового, единого комплексного (кодифицированного) нормативно-правового акта - кодекса, действующего в определенной отрасли права
(гражданского, уголовного, трудового ). В России первая крупная кодификация была проведена в первой половине XIX в. под руководством известного государственного деятеля М.М. Сперанского. В советский период кодификационные работы осуществлялись в 50-х и 60-х гг., в Российской Федерации - с 90-х годов.
Инкорпорация - систематизация законодательства путем объединения нормативного материала в сборники. В процессе инкорпорации систематизируемые акты не изменяются. Они располагаются в сборниках законах в определенном (обычно хронологическом) порядке. Например; в 1833 г. было составлено Полное собрание законов Российской империи, где помещены в хронологическом порядке все царские указы и другие акты, начиная с 1649 года.
Консолидация представляет собой вид систематизации, в котором сочетаются характерные черты кодификации и инкорпорации. В результате консолидации также создаются сборники законодательства, но обычно они носят неофициальный характер. Здесь нормы права объеди-няются по признаку их относимости к одному виду деятельности (акт об образовании , об охране природы, о кадровой работе и т.п.). Акты консолидации обычно используются как юридические пособия для лиц, занятых в соответствующих сферах деятельности.
4. Норма права
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОЙ НОРМЫ
Юридическая норма - это первичная "клеточка", "элементарная частица" системы права определенного государства.
Она обладает всеми признаками, свойственным социальной норме: действует непрерывно во времени, в отношении неопределенного круга лиц, рассчитана на бесчисленное количество случаев. В то же время юридическая норма имеет ряд особенностей
1 . Правовая норма устанавливается или санкционируется (признается законной) государством.
Как уже отмечалось, требования норм права, в отличие от иных социальных норм, содержатся только в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях).
2. Норма права является общеобязательным правилом поведения для людей в обществе.
Она создается для всех людей, как возможных или реальных участников правоотношений.
Правовая норма определяет общеобязательные границы возможного и должного поведения человека.
3. Юридическая норма представляет собой четко выраженные, детализированные правила поведения.
В правовых нормах закрепляются строго определенные условия их применения, права и обязанности субъектов. Например, норма, содержащаяся в ст. 233 ГК РФ, предусматривает права, обязанности и порядок действий лиц, обнаруживших клад.
4. Правовая норма предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав и интересов субъектов, то же время она обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая тем самым, вседозволенность.
Например, собственник автомобиля может свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им, но это вовсе не означает, что ему дозволено ездить в пешеходной зоне, или как-то иначе злоупотреблять своими правами. В свою очередь, все иные лица обязаны воздержаться от покушения на право собственности владельца автомобиля.
Таким образом, юридическая норма сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях.
5. Осуществление юридической нормы при необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения.
В случае нарушения установленного правовой нормой дозволенного или необходимого поведения,
к правонарушителям применяются меры юридической ответственности. Это позволяет нам надежно защищать законные права и интересы граждан, общественных организаций и государства.
Итак, ЮРИДИЧЕСКАЯ НОРМА - это выраженное в законах иных источниках права общеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца возможного или должного поведения, охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.
СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА
Чтобы уяснить сущность каждой юридической нормы при анализе законов, необходимо распознать и выявить в их тексте логическую структуру правовой нормы, которая показывает, из каких частей состоит норма, как эти части взаимосвязаны между собой. Правовая норма, как правило, состоит из трех элементов.
1. Гипотеза (предположение) - элемент, указывающий на условия, при которых данная норма вступает в действие;
2. Диспозиция (распоряжение) - элемент, указывающий на само правило поведения (права и обязанности субъектов, предусмотренные гипотезой правовой нормы);
3. Санкция (взыскание) - элемент правовой нормы, определяющий меру государственного воздействия за нарушение прав и обязанностей, предусмотренных диспозицией данной нормы.
Содержание нормы представляет собой единое, цельное правило поведения, где' гипотеза, диспозиция и санкция неразрывно связаны между собой, словно части единого живого организма.
Трехзвенную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция) юридические нормы имеют в большинстве случаев. В частности, такая структура характерна для Норм об уголовной или административной ответственности (УК РФ, КоАП РФ). Однако в некоторых отраслях российского права' имеется меньшее число звеньев правовых норм. Так, нормы (положения) Конституции РФ содержат лишь одно звено - диспозицию.
ВИДЫ НОРМ ПРАВА
Юридические нормы подразделяются на определенные виды по различным основаниям
1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного, гражданского, уголовного, трудового и др. отраслей права. В свою очередь отраслевые нормы делятся на нормы материального права (закрепляющие права и обязанности субъектов права, их правовое положение), и нормы процессуального права (они носят процедурный, организационный характер и касаются только участников процесса).
2. По методу правового регулирования нормы права делятся на императивные и диспозитивные. Императивные нормы - категорические властные предписания, нормы-приказы, не допускающие
какой-либо свободы право применения (например, положения Закона РФ «Об альтернативной гражданской службе»).
Диспозитивные нормы определяют лишь границы допускаемого поведения, в рамках которого субъектам предоставляется право самостоятельно выбрать модель поведения (такие нормы характерны для гражданского права).
3. По функциям права (Это деление юридических норм связано с наличием регулятивной и охранительной функций права). По этому критерию выделяют:
регулятивные нормы, устанавливающие субъективные права и обязанности субъектов, порядок их возникновения и действия (например, норма Семейного кодекса РФ, закрепляющая порядок заключения брака);
охранительные нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственного принуждения, и содержание этих мер (например, норма Уголовного кодекса РФ об ответственности за кражу).
4. По характеру правил поведения, содержащихся в правовых нормах. Разграничения проводятся
в этом случае в зависимости оттого, что устанавливает определенная норма: обязанность, право или запрещение. По этому основанию различают:
обязывающие нормы, устанавливающие обязанность совершить определенные положительные действия (оплатить за проезд в автобусе);
управомочивающие нормы, предоставляющие участникам правовых отношений возможность совершать положительные действия исходя из их законных интересов (например, право обращаться в суд за защитой права собственности);
запрещающие нормы, устанавливающие запрет совершения недозволенных (запрещенных) действий (запрет курения в общественных местах, в соответствии с Федеральным законом).
5. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-
правового акта различают следующие группы норм:
абсолютно-определенные - нормы, с абсолютной точностью определяющие условия их действия, меры юридической ответственности за нарушение этих прав и обязанностей (в частности, норма закона, определяющего недобросовестную рекламу и меры ответственности за ее осуществление);
относительно-определенные нормы, не содержат полных сведений об условиях действия и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело. С учетом конкретных обстоятельств. В уголовном праве, например, для большинства санкций установлены низшие и высшие пределы наказания, сроки лишения свободы предусмотрены от 6 до 15 лет.
6. По своей специализации (выполнении определенной юридической функции) нормы права подразделяются на
закрепительные нормы, в общем виде выражающие определенные элементы регулируемых общественных отношений (например, нормы Общей части УК РФ, устанавливающие единые признаки преступления);
дефинитивные нормы, содержащие юридические формулировки (например, понятие обязательств в ПК РФ);
нормы-принципы, устанавливающие общие или отраслевые принципы и задачи определенной системы юридических норм (например, ст.1 Трудового кодекса РФ, устанавливающая цели и задачи трудового законодательства).
При указанной классификации одно явление - правовую норму можно рассматривать с различных позиций, то есть по различным основаниям. Одна и та же правовая норма, содержащаяся, к примеру, в ст.
130 УК РФ «Оскорбление», одновременно является охранительной - по функциям права, уголовной - по отраслям права, запрещающей - по характеру правила поведения, заключенного в этой норме, и т.д.
Приведенная выше классификация правовых норм не является исчерпывающей. В науке теории государства и права предлагаются и другие критерии такой классификации.
5 Система права
В любом современном обществе действует множество юридических норм, регулирующих и охраняющих самые разнообразны общественные отношения. Безусловно, все это огромно "нормативное хозяйство" находится в определенном порядке, он более или менее организовано и систематизировано. Это значит, что юридические нормы существуют и действуют не по одиночке, каждая сама по себе, а в совокупности, в составе особых комплексов: правовых институтов и отраслей. При рассмотрении понятия "система права" необходимо отличать его от, казалось бы, созвучного понятия "правовая система".
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА - это более широкое понятие, чем система права. Она представляет собой совокупную связь права, правой идеологии и юридической практики. Правовая система определяет своеобразие права той или иной, конкретной страны. В зависимости от того, какой из элементов правовой системы играет решающую роль, выделяют семьи правовых систем: романо- германскую, где главенствующую роль в качестве источника права играет нормативно-правовой акт; англо-саксонскую - здесь доминирующее значение имеет юридическая практика, прецедент, мусульманскую, где определяющее место занимает мусульманская религия.
СИСТЕМА ПРАВА - это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласовании юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных правовых комплексах: отраслях, подотраслях, институтах.
Система права, являясь единым, цельным образованием в то же время подразделяется на отдельные нормы, институты права, подотрасли и отрасли права. Используем здесь образное сравнение, поясняющее это деление. Юридические нормы, это "кирпичики", исходные элементы всего здания права данной страны.
Из этих "кирпичиков" складываются правовые институты, т.е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в правоохранительной областях. Например, институт договора подряда, институт ответственности за экономические преступления.
Из блоков - правовых институтов — образуются отрасли, т.е. наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, правового здания. Таковы гражданское право, трудовое право, административное право, и т.д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом, систему права данной страны. Такое деление объясняется большим' разнообразием общественных отношений, каждый вид которых регулируется строго определенной группой юридических норм, отражающих их специфические особенности и конкретную общественную направленность. Таким образом, системность самих общественных отношений придает системные свойства праву.
ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ. ПОДОТРАСЛИ И ИНСТИТУТА ПРАВА
ОТРАСЛЬ ПРАВА — это главное подразделение системы права, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода.
Именно предмет и метод правового регулирования - основа подразделения системы права на отрасли.
Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права "контролирует" свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений, своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль от другой.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность различных способов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, являющиеся предметом ее регулирования. Метод правового регулирования воплощается в определенные общественные отношения посредством различных способов Правового регулирования: дозволения, запрещения, обязывания.
Дозволение - представление лицу права на совершение тех или иных действий, не запрещенных законом,
Обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий,
Запрещение - возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий.
На основе предмета и метода правового в системе права выделяют конституционное, трудовое, уголовное право и другие отрасли права.
В свою очередь, отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которыми являются институты права
Для института, как и для отрасли права, свойственны обособленность юридических норм и самостоятельность функционирования. Институт права целиком входит в состав соответствующей отрасли права (институт договора страхования - в состав гражданского права). Отличие института от отрасли заключается в том, что он регулирует не всю совокупность соответствующих общественных отношений, а лишь отдельные его стороны (например, только обязательственные отношения). Нередко одни и те же общественные отношения становятся предметом регулирования норм различных отраслей права. Тогда соответствующие нормы образуют так называемый комплексный институт. Например, отношения собственности регулируются нормами конституционного гражданского, уголовного права.
Итак, ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ - это обособленный комплекс юридических норм, который является специфическим элементом отрасли права и регулирует незначительный круг однородных общественных отношений.
ПОДОТРАСЛЬ ПРАВА объединяет несколько институтов, являясь, по сути, упорядоченной совокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. Внешним выражением подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким правовым институтам определенной отрасли. Таково, например, обязательственное право в составе гражданского права.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
Отрасли российской системы права подразделяются на несколько групп.
1. Профилирующие (базовые) отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, затем три материальные отрасли - гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли - гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь, в этой группе, сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны, юридические средства регулирования. Специальные отрасли, где правовые режимы приспособлены к особым областям жизни общества - это трудовое право, земельное право, финансовое право, семейное право, исправительно-трудовое право.
2. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей предпринимательское право, экологическое право, коммерческое право авторское право.
6. Правоотношение и. юридические факты
Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения:
личные, религиозные, этические и т.д.
Характер этих отношений определяет специфику правил, которым люди руководствуются в своем поведении. Например, отношения между священником и прихожанами во время церковной службы основаны на нормах религиозных традиций и обрядов; внутрисемейные отношения строятся, как правило, на лично-доверительных и моральных нормах.
Однако существует особая область человеческих отношений, которая в силу своей социальной значимости помимо моральных и иных норм объективно требует правовой регламентации.
Иными словами, такого рода общественные отношения могут быть должным образом урегулированы только при помощи юридических норм. Например, отношения собственности, имеющие огромное значение как для отдельных граждан, так и для всего общества в целом, лучше всего регулируют нормы права. Институт собственности закрепляется в источниках права, приобретает защиту государственно-властного характера. Таким образом, правоотношение является лишь определенным видом общественных отношений. Оно определяется нормой права и является специфической формой его выражения. При детальном рассмотрении правоотношение можно определить как общественное отношение, в котором стороны связаны между собой юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.
Каждое правоотношение обладает определенной структурой, то есть внутренним устройством.
Изучение этой структуры позволяет рассматривать правоотношение как сложное системное явление.
Можно выделить три элемента правоотношения: объект, субъект и содержание. Рассмотрим каждый из этих элементов.
Объект правоотношения - материальные, духовные и иные социальные блага, с которыми связано поведение участников правоотношений.
Субъекты правоотношения - это лица (граждане и организации), наделанные правоспособностью и дееспособностью, которые в соответствии с нормами права осуществляют принадлежащие им права и обязанности.
Правоспособность - это признанная законом возможность иметь права и нести обязанности.
У человека правоспособность возникает с момента рождения и прекращается его смертью. Возраст, психическое и физическое состояние гражданина не влияют на его правоспособность, однако она не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. Правоспособность выступает предпосылкой приобретения субъективных прав, основой обладания правами. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.
Дееспособность - это признаваемая нормами права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять принадлежащие ему юридические права и исполнять возложенные на него юридические обязанности. Дееспособность для физического лица наступает с достижением возраста гражданского совершеннолетия. Дееспособность зависит от личных качеств человека, от его способности к обладанию собственной волей, позволяющей совершать разумные дей-ствия, понимать и осознавать их последствия.
Содержание правоотношения - это поведение субъектов правоотношения, в рамках которого осуществляются их субъективные права и юридические обязанности по отношению друг к другу.
В правоотношении происходит переход общих предписаний правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Субъективное право - это предусмотренная законом и охраняемая государством возможность субъекта по своему усмотрению реализовать интересы, предусмотренные объективным правом, т.е. это мера, возможного поведения субъекта.
Как следует из определения, главной чертой субъективного права является возможность субъекта пользоваться им по своему усмотрению.
Предпосылками, необходимыми условиями возникновения правоотношений всегда являются определенные юридические факты. Юридические факты порождают отношения между субъектами на основе предписаний правовых норм. Они формулируются в гипотезах правовых норм.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Признаки юридических фак-тов: по своему содержанию это явления, имеющие место в реальной жизни; это обстоятельства, предусмотренные гипотезой нормы права; они вызывают наступление определенных юридических последствий - возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юридические факты подразделяются на различные виды по нескольким основаниям.
1 . По характеру правовых последствий они делятся на:
- правообразующие (с которыми норма права связывает возникновение правоотношения, например, рождение человека);
- правоизменяющие, с которыми норма права связывает изменение правоотношения (например, перевод на другую работу);
- правопрекращающие, с которыми норма права связывает прекращение правоотношения (расторжение брака).
- По волевому признаку:
- События - это юридические факты, возникающие помимо воли и сознания людей (ураган, смерть человека);
- Деяния - это юридические факты, возникающие по воле субъектов правоотношений. По степени активности деяния разделяются на активные (действия) и пассивные (бездействия), они могут быть как правомерными (то есть соответствующими правовым предписаниям), так и неправомерными (то есть нарушение юридических запретов или предписаний).
3. По отношению к последствиям правоотношения юридические факты подразделяются на акты
и поступки.
- Юридические акты - это такие действия, которые совершаются с целью добиться конкретного правого результата (например, заключение трудового договора).
- Юридические поступки - это такие правомерные действия, которые не преследуют правовых целей, но, независимо от намерений субъекта, порождают правовые последствия (например, создание литературного произведения - это акт творчества, но он порождает авторские права писателя).
Презентации на тему:
https://drive.google.com/open?id=1ECimolpeuXKbGJhhApbYyTFDfQiqijuX
https://drive.google.com/open?id=1OVq0eaxGmka5M075P_x-1Av6xtjBrE8z
https://drive.google.com/open?id=1eTIMd7Dn1sManyxPt9PiVnYH77nGJsVV
https://drive.google.com/open?id=1qNPscBuEUzgtlb-Ohuphv3KtwOaEoOo5
Презентации на тему:
https://drive.google.com/open?id=1ECimolpeuXKbGJhhApbYyTFDfQiqijuX
https://drive.google.com/open?id=1OVq0eaxGmka5M075P_x-1Av6xtjBrE8z
https://drive.google.com/open?id=1eTIMd7Dn1sManyxPt9PiVnYH77nGJsVV
https://drive.google.com/open?id=1qNPscBuEUzgtlb-Ohuphv3KtwOaEoOo5
Шикарная лекция, все понятно и доступно
ОтветитьУдалитьСпасибо за полезную информацию
ОтветитьУдалить