Тема 3 Конституционное право как отрасль права
1. Основы конституционного строя Российской Федерации
Конституционное (государственное) право России представляет собой основополагающую отрасль права Российской Федерации. Конституционное право регулирует наиболее важные, принципиальные общественные отношения, связанные с организацией основ конституционного строя страны, взаимоотношениями между личностью и государством, федеративным устройством России, порядком формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Термин «конституция» (от лат. «constitutio» - установление) использовался еще в Древнем Риме для выражения указов и иных актов императоров. Но конституции в собственно государственно-правовом смысле появились лишь в результате буржуазных революций.
Основным нормативным источником российского конституционного права России является Конституция Российской Федерации, принятая путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. Первая глава Конституции закрепляет основы конституционного строя России. Это правовое понятие является новым не только для конституционного права нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ определяется как совокупность конституционных норм, закрепляющих основы общественного устройства государства. Конституция РФ представляет основы, фундамент для других отраслей. Однако глава первая Основного закона имеет особое положение даже в самой Конституции, поскольку все остальные ее статьи (не говоря уже о других законах и подзаконных актах) должны соответствовать нормам основ конституционного строя. Следовательно, ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ - это закрепленные в Конституции исходные положения, в соответствии с которыми строится все правовое регулирование.
С другой стороны, конституционный строй понимается как способ организации общественных отношений, где государство, ограничено правом и, прежде всего, Конституцией. В ней находят отражение идеи прав человека, подчиненности государства интересам личности, всемерная защита прав и свобод человека и гражданина и др. Поэтому основополагающие идеи демократии
и свободы в стране так же раскрываются основах конституционного строя.
Особое положение основ конституционного строя позволяет считать их системой принципов конституционного строя, включающих следующие принципы:
1. Демократизм. Согласно статье 1 Конституции, Россия демократическое государство. В переводе с греческого, демократия - власть народа. Поэтому одной стороной этого принципа будет свободное участие народа в осуществлении государственной власти (через референдумы, выборы, представительные органы государственной власти). С другой стороны, подразумевается свобода людей от чрезмерной опеки государства, т.е. демократический режим (многообразие, плюрализм в политической системе, свобода слова и вероисповеданий, право на защиту своих прав и свобод и др.).
2 Многонациональный, федеративный характер национально-государственного устройства России. Прежде всего, это нормы, закрепляющие единство федерации и верховенство ее законов на всей территория страны. В ст. 4 Конституции РФ установлено, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию; Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Национально-территориальные особенности нашей страны обусловили необходимость использования федеративного устройства для формирования системы государственной власти. Федерация включает 89 равноправных субъектов: в том числе 24 республики, 4 автономных округа, 1 автономная область, 9 краев, 48 областей, 3 города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Субъекты РФ взаимодействуют с органами власти РФ на основе Конституции и отдельных договоров о разграничении полномочий. Равноправие субъектов федерации не означает их равного статуса, который определяется законодательными актами разной юридической силы. Различен и круг полномочий субъектов федерации. Такая форма на данном этапе исторического развития позволяет наиболее полно учитывать специфику многонационального государства.
3. Верховенство права. Этот принцип закреплен в провозглашении России правовым государством. Конституция РФ и федеральные законы обладают высшей юридической силой, что ставит в «подчиненное положение» другие нормативные акты, как федерального уровня, так и субъектов в составе РФ. Статус верховенства имеет именно право, поэтому соответствующую силу получают только те акты, которые были изданы с соблюдением процедуры их принятия, в непротиворечии с нормами высшей юридической силы. Особое место занимают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые обладают приоритетом в применении перед нормами российских актов.
4. Приоритет прав человека. Данное положение раскрывается в статье 2 Конституции, которая объявляет права и свободы человека высшей ценностью. Это ставит органы государства в подчинение законным интересам личности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека составляет прямую обязанность государства. В связи с этим, Россия признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
5. Суверенитет Российской Федерации характеризуется, прежде всего, верховенством государственной власти, которая обладает для осуществления своих функций максимальным объемом полномочий, включая право устанавливать правила общественной жизни, обеспечи-вать всеми мерами правопорядок, диктовать свою волю другим субъектам (в рамках, установленных законом). Государственная власть разделена между разнообразными органами, выполняющими общие задачи и действующими в соответствии друг с другом. Суверенитет неразрывно связан с независимостью, самостоятельностью государства в международных отношениях. Хорошо организованный и эффективно работающий государственный аппарат, наличие материальных ресурсов (полезных ископаемых, промышленного производства), признание и сотрудничество других государств создают политические, экономические и меж-дународно-правовые гарантии суверенитета Российской Федерации.
6. Экономическая свобода, являющаяся характерной чертой правового государства, закрепляется наряду с другими принципами. В статье 8 Конституции гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Государство признает и равным образом защищает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.
7. Разделение властей. Этот принцип - необходимое требование к устройству любого демократического государства. Законодательная, исполнительная и судебная ветви образуют надежную систему «сдержек и противовесов». Каждая власть наделяется самостоятельной компетенцией (сферой деятельности) и правом контроля за действиями других властей, что позволяет предотвратить нежелательные последствия сосредоточения огромных полномочий в одних руках. Как уже отмечалось, конституционные принципы образуют единую систему, тесно связаны между собой, поэтому невозможно отделить демократизм от экономической свободы, а суверенитет государства от вер-ховенства права.
Основные принципы организации гражданского общества
Из преамбулы Конституции РФ, содержания ее первой главы следует, что Россия провозгласила цель построения гражданского общества. Происхождение идеи такого общества относится к далекому прошлому (труды Аристотеля, Платона). В XIX в. к этой идее обращались И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс. Вопрос о гражданском обществе был изначально поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия.
Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает, прежде всего, интересы граждан, их свободу и потребности, а не волю правящих элит, власти и государства. В такой модели государство существует, действует для общества, а не общество для государства. Основу любого гражданского общества составляют следующие идеи и принципы:
-экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
-безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
-равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;
-правовое государство, основанное на Принципе разделения и взаимодействия властей;
-политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
-свобода мнений, печати, независимость средств массовой информации;
-невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
-классовый мир, партнерство и национальное согласие;
-эффективная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизни людей, реально складывающиеся отношения между ними. Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Ключевую роль играет семья как исходная модель и опорный институт жизни общества. Экономически-свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения общих интересов. Однако сегодня в России имеется не более 25% собственников, следовательно, средний класс, как основа гражданского общества, еще не сложился.
Составными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) церковь; 4) собственность и предпринимательство; 5) социальные слои, группы, классы; 6) частная жизнь граждан и
ее гарантии; 7) институты демократии: 8) общественные объединения, политические партии и движения;
9) независимое правосудие; 10) система воспитания и образования; 11) свободные средства массовой информации; 12) негосударственные социально-экономические отношения и др.
Роль государства в гражданском обществе заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для обеспечения личной и экономической свободы граждан
2 Народовластие в Российской Федерации и формы его осуществления
Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многое национальный народ. Народ осуществляет власть в следующих формах:
1. Непосредственно. Эта форма подразумевает прямое волеизъявление народа по вопросам государственной или общественной жизни (референдум, свободные выборы). Юридически значимым результатом в этом случае является общеобязательность результатов референдума, но? лучение депутатами полномочий на осуществление своих обязанностей: Возможно осуществление этой формы и другими способами: проведение митингов, шествий, всенародное обсуждение законопроектов и т.д.
2. Через органы государственной власти. Реализация большинства решений невозможна без участия органов государства, осуществляющих деятельность от имени народа. Этот принцип относится как к законодательной, так и к исполнительной и судебной властям.
3. Через органы местного самоуправления. Эта форма народовластия проявляется н осуществлении управленческой деятельности «на низовом» уровне властных отношений. Ее отличительные черты - территориальная основа организации и незначительный масштаб правового; регулирования.
В осуществлении народовластия значительная роль принадлежит общественным объединениям. По российскому законодательству под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.
В ст. 30 Конституции устанавливается право каждого гражданина на создание объединений и участие в них для защиты своих интересов. Обеспечение гарантий свободы деятельности общественных объединений возлагается на государство и его органы. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо общественное объединение или пре-быванию в нем.
Основы правового статуса общественных объединений определяются ст. 13 Конституции РФ, где закрепляется принцип идеологического многообразия и указывается, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Таким образом, эта норма закрепляет принцип политического многообразия и многопартийности, а также положение о том, что все «общественные объединения равны перед законом».
Вместе с тем, указанной статьей запрещено создание общественных объединений, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, на разжигание социальной или национальной розни, подрывающих безопасность государства.
Основными видами общественных объединений в РФ являются: политические партии, профессиональные союзы, массовые движения, женские и ветеранские организации, творческие союзы, физкультурно-спортивные общества.
Общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.
Правовой основой деятельности общественных объединений в России являются соответствующие положения Конституции Р.Ф и специальные нормативные акты - Федеральные законы «Об общественных объединениях » (1995 г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.), «О некоммерческих организациях» (1996 г.).
3. Права и свободы человека и гражданина в РФ
Главный смысл существования конституций в современном цивилизованном мире заключается в обеспечении свободы и безопасности человека, главным образом от произвола со стороны государства, должностных лиц. В гражданском обществе все люди равноправны и
в равной мере пользуются правами и свободами человека. Этим принципам следует и Конституция РФ. В статье 2 Конституции РФ закрепляется следующее положение: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод и гражданина - обязанность государства». Применительно к правам человека в Кон-ституции используются термины «человек», «гражданин», «личность». Для определения права гражданина применяются понятия «гражданин»; «каждый», «все» (граждане).
С государственно-правовой точки зрения важно определить основы правового положения граждан, они представляют собой совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательством, а также правовые и иные гарантии их осуществления. Исходной, определяющей нормой является статья 17 Конституции РФ. Она предусматривает, что
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Предмет конституционного права охватывает наиболее важные, основные юридические права, свободы и обязанности граждан, то есть те, которые закрепляются в Конституции РФ.
Совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, гарантии их реализации составляют правовой статус гражданина.
Как правило, выделяют следующие принципы правового статуса граждан РФ:
I . Равноправие граждан (ст. 6 п. 2, ст. 19 п. 2 Конституции). В Основном законе подчеркивается, что все граждане, равны перед законном и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка и иных оснований.
2. Не отчуждаемость прав и свобод (п. 2 ст. 17, п. 3 ст. 6, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ). Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; гражданин РФ не может быть лишен гражданства; устанавливается запрет издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.
3. Непосредственное действие прав и свобод. Статья 18 Конституции устанавливает, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов», деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Ни один орган государства не может издавать правовой акт, содержащий права, свободы и обязанности граждан, идущие вразрез с положениями Конституции РФ.
4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей означает, что их реализация обеспечивается системой гарантий государства - экономических, социальных, политических, правовых (ст. 2, 7, 17, 45, 80 Конституции РФ). Конкретные правовые и иные гарантии осуществления прав и свобод содержатся практически в каждой статье главы 2 Конституции, устанавливающей отдельные права и свободы человека и гражданина.
5. Соответствие международно-правовым актам (п. 4 ст. 15, с. 17, п. 3 ст. 46
Конституции РФ). Основной закон признает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы. Закрепляется право гражданина обращаться в межгосударственные органы по защите прав исвобод человека, если были исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип в общем виде закреплен уже упоминавшейся ст. 55 Конституции РФ и дополнен положениями п. 3 ст. 15 (запрет издания законов, отменяющих или умаляющих права человека и гражданина, неприменение неопубликованных нормативно-правовых актов). Данный запрет не является абсолютным; согласно п. 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции, указанные права могут быть ограничены федеральным законом в особых случаях, например, в целях защиты конституционного строя, нравственности, прав других лиц, обеспечения охраны обороны страны, в условиях чрезвычайного положения.
Положения главы 2 Конституции Российской Федерации базируются на целом ряде основополагающих документов. Это, во-первых, международно-правовые акты, такие как Всеобщая декларация прав человек, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые Генеральной ассамблеей ООН, соответственно, в 1948 и 1966 гг.
Во-вторых, это акты отечественного нормотворчества, и, прежде всего, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация устанавливала основные права и свободы, определяя при этом некоторые гарантии их соблюдения. Права личности включают право на жизнь, свободу, неприкосновенность, определение национальной принадлежности. К политическим правам относятся: возможность участия в управлении делами общества и государства, доступ к государственным должностям, право на объединения, собрания, митинги, шествия, обращение в государственные органы. Экономические и социально-культурные права дают возможность быть собственником, обладать правом на труд и отдых, социальное обеспечение (пенсию), образование; свободно пользоваться учреждениями культуры. Данные права осуществляются в соответствии с принципами не отчуждаемости, равенства, защиты ни государством и приоритета международных норм.
Гарантиями, установленными Декларацией, можно считать право на защиту прав и свобод, установленный порядок уголовного суда (в т.ч. презумпция невиновности и отсутствие обязанности свидетельствовать против самого себя и близких родственников). Для осуществления парламентского контроля за правами человека в РФ была введена должность Парламентского уполномоченного по правам человека, обладающего депутатской неприкосновенностью.
Система конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Права и свободы составляют лишь часть конституционно-правового статуса личности (другая его часть - конституционные обязанности). Все права можно разделить на личные, экономические, социальные и культурные.
1. Личные права неразрывно связаны с человеком, взятым вне системы каких-либо отношений с государством и обществом. Мужчины и женщины, пожилые и молодые, разных национальностей и политических взглядов - все люди, вернее, каждый из нас обладает неотчуждаемым кругом личных прав. Можно сменить прическу, поменять место жительства, перенеся операцию по трансформации пола - все равно, этот круг сохранится. К этим правам относятся: право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, тайна личной и семейной жизни и др.
2. Экономические права касаются сферы материальных благ. Это, прежде всего, право частной собственности, возможность осуществления предпринимательской деятельности.
3. Социальные права реализуются в области общественных отношений (право на объединение, получение пособий по старости и инвалидности).
4. Культурные права закрепляются в возможности получения образования, осуществления литературного, художественного и других видов творчества, участия в культурной жизни. Осуществление основных прав и свобод Невозможно без надлежащих правовых гарантий (способов обеспечения реализации этих прав), которые также закрепляются во второй главе Конституции. Прежде всего, это возможность защиты свои прав и свобод как самостоятельно, так и с помощью государства (в том числе и судебная защита прав и свобод) или обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Демократический характер государства определяет многообразие форм и способов осуществления принадлежащих прав (например, статья 28 устанавливает право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой). Возможное ограничение основных прав и свобод стеснено строгими рамками закона, сюда же относится перечень прав и свобод не подлежащих ограничению ни при каких обстоятельствах. Таким образом, гарантии основ статуса личности можно разделить на:
политические (определяющие направленность политики государства на защиту личности, возможность контроля власти стороны общества),
социально-экономические (материальная основа этих прав - это, в частности, установленные законом государственные пенсии и социальные пособия),
юридические (провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности, недопустимости повторной ответственной за одно и то же преступление и др.).
Вместе с тем, в Основном законе особо оговорено (ст. 55), что «перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
Основные обязанности, закрепленные в Конституции, делятся на две группы. Одни из них определены для всех лиц, находящихся под юрисдикцией России (платить установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры). Другие относятся к гражданам РФ (защита отечества и несение военной службы в соответствии с законом).
4. Федеративное устройство России
Исторически сложившиеся особенности нашего государства (территориальная протяженность, большое количество национальностей, различный уровень развития и определенная экономическая специализация регионов) сделали необходимым обращение в условиях сегодняшнего дня к модели союзного государства с самостоятельными территориально-политическими образованиями внутри него. На сегодняшний день, в составе РФ 89 субъектов - 24 республики, 9 краев, 48 областей, 4 автономных округов, 1 автономная область и 3 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург, Севастополь).
Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и субъектами, равноправии и самоопределении народов РФ. Россия - единое государство, поэтому внутри ее границ, допускается неправомерное ограничение перемещения людей, товаров, услуг, финансовых средств. Органы федеральной государственной власти и государственной власти субъектов образуют систему исполнительной власти, предусматривающую подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Разграничение полномочий установлено с учетом равноправия народов (при этом круг предметов ведения, определяемый Кон-ституцией, равен для всех субъектов). Самоопределение народов проявляется в свободе решения политических вопросов, внутри субъекта (стать ли республикой или преобразоваться в автономную область, присоединиться к другому субъекту, ликвидировать автономию и т.д.).
Конституционно-правовой статус Российской Федерации имеет две части.
С одной стороны, Россия - полноправный участник международного сообщества государств. В этой сфере конституционно-правовой статус раскрывается через признаки, характерные для любого государства: суверенитет, федеральные законы, целостная территория, единое гражданство, государственный язык, аппарат государственной власти, государственные символы (герб, флаг, гимн), столица РФ.
С другой стороны, Конституцией урегулированы отношения России с субъектами, входящими в ее состав. Статьи 71 и 72 очерчивают круг предметов ведения Российской Федерации в различных сферах. Эти полномочия составляют вторую, «внутреннюю» часть конституционно-правового статуса нашего государства.
Республики, относящиеся к субъектам РФ, являются государствами в составе России, они обладают всей полнотой власти в пределах своей компетенции. Как государства республики характеризуются своими конституциями и законами, государственной властью, гражданством, терри-ториальной целостностью, возможностью установления государственного языка наравне с русским, символами государства.
Другие субъекты Российской Федерации действуют на основе своих уставов и законодательства. Как и республики, они устанавливают собственную систему органов государственной власти, обладают собственной территорией.
В 1991 г. центробежные тенденции после распада СССР захватили и многонациональную Россию (в то время был очень популярны идеи отделения не только на окраинах, но и в центральных, экономически единых районах). Решить эту проблему помог Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. большинством представителей нынешних субъектов РФ и включенный затем в Конституцию РСФСР. Поскольку главными инициаторами отделения были республики в составе РФ, для них в Договоре предусматривался больший объем полномочий, чем у остальных субъектов. Усиление исполнительной власти после событий осени 1993 года позволило в новой Конституции РФ по-иному урегулировать эти отношения. Сегодня все субъекты равны - обладают представительством в Совете Федерации, их представительные органы имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе и др. Однако процесс детального разграничения полномочий осуществляется с каждым субъектом в отдельности, при помощи индивидуальных договоров.
Общими правилами разграничения являются:
1. Установление перечня сфер, находящихся в исключительном ведении РФ. Как правило, эти полномочия касаются областей, представляющих особую ценность и значимость для федерального уровня власти: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление системы
и формирование федеральных органов государственной власти, федеральная государственная собственность и управление ею, федеральные налоги и сборы, энергетика, транспорт, связь, космос, ядерные материалы, внешняя политика и международные отношения, оборона и безопасность, государственная граница, судоустройство, прокуратура, основные отрасли права (гражданское, уголовное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное законодательство), стандарты и эталоны, государственные награды и почетные звания РФ, федеральная государственная служба и др.
2. Установление перечня предметов совместного ведения РФ и субъектов - эти сферы более близки субъектам, однако участие центра в качестве координатора и контролера по этим вопросам необходимо: обеспечение соответствия нормативных актов субъектов Конституции РФ федеральным законам, защита прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, вопросы природопользования, разграничение государственной собственности, общие вопросы образования, воспитания, физкультуры и спорта, координация здравоохранения и социальная защита, борьба с катастрофами и стихийными бедствиями, общие принципы налогообложения, отдельные отрасли законодательства (административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, об охране окружающей среды и др.), кадры правоохранительных органов, адвокатура, нотариат, защита малых народов, общие принципы организации системы государственной власти и местного самоуправления, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов, выполнение международных договоров РФ и др.
3. Вне пределов ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения, субъекты обладают всей полнотой государственной власти.
Такое положение вещей позволяет наиболее полно реализовать положительные стороны федеративного устройства с точки зрения прав субъектов. Ведь все, что выходит за рамки компетенции центра, или предметов совместного ведения, уже не может служить объектом для притязаний со стороны общефедеральных органов государственной власти.
С другой стороны, опасения по поводу чрезмерного усиления прав субъектов тоже излишни, поскольку индивидуальное разграничение (в рамках договоров федерации и объектов) решает эти проблемы более или менее успешно.
Презентация на тему:
https://drive.google.com/open?id=1x62GcF8wG-yT4rGqk_jdBFHmTqbSWBM7
https://drive.google.com/open?id=1wt2f8yITPptyrYKzoBUdqT3cNTHfGlbC
https://drive.google.com/open?id=1YLLxOkAaB-n_6EIvU8QnMreV1i8HPTTI
https://drive.google.com/open?id=1aKy9Ovq4L5QDz4beM9Qynh_8mCKHqWCn
https://drive.google.com/open?id=1wt2f8yITPptyrYKzoBUdqT3cNTHfGlbC
Презентация на тему:
https://drive.google.com/open?id=1x62GcF8wG-yT4rGqk_jdBFHmTqbSWBM7
https://drive.google.com/open?id=1wt2f8yITPptyrYKzoBUdqT3cNTHfGlbC
https://drive.google.com/open?id=1YLLxOkAaB-n_6EIvU8QnMreV1i8HPTTI
https://drive.google.com/open?id=1aKy9Ovq4L5QDz4beM9Qynh_8mCKHqWCn
https://drive.google.com/open?id=1wt2f8yITPptyrYKzoBUdqT3cNTHfGlbC
Комментарии
Отправить комментарий